21.11.2021

Плюшевый бизнес мирового масштаба

Томская фабрика ростовых кукол «Потапыч» сегодня известна в 150 городах России. Но заказы на плюшевых маскотов местного производства летят и из-за рубежа, причем очередь на них расписана на 2—3 месяца вперед. Только за последние пару лет здесь были отшиты 684 персонажа, которые разъехались по 17 странам мира! Впечатляет, не так ли?

9A4A7413.jpg

Оживить логотип, товарный продукт, героя мультфильма, создать талисман для любого бизнеса — для команды Кристины Байдали нет ничего невозможного. Владелица успешной компании, несомненно талантливый и амбициозный предприниматель, она рассказала нам о том, как создавала свой серьезный и масштабный бизнес.

— Создание фабрики ростовых кукол было порывом или вашим осознанным решением?
— Это была любовь с первого взгляда. Однажды я увидела ростовую куклу на мероприятии, и мне тут же захотелось сделать что-то подобное. Умение оживлять героев с картинок — это же практически магия! Так что бизнес-идея возникла сразу, я просто пыталась понять, как ее монетизировать. Стала изучать тему, мониторить рынок, искать мастеров (у меня на собеседовании побывало более 60 (!) человек). В 2012 году мне наконец-то повезло: я встретила мастера-бутафора, с которым мы сконструировали первую куклу — Пчелку Майю. А сегодня созданных нами героев более 1000 по всему миру.
 
— Как делали первые шаги в бизнесе? Такое необычное для города направление «выстрелило» сразу? 
— Сначала я сняла офисное помещение в 20 м2. В первый год мастера шили кукол на дому, а я сама отвозила им поролон и ткани. Потом поняла, что надо расширяться, и взяла в аренду еще 30 м2 для первой мастерской. Мы начинали с одного заказа в 3—4 месяца, а каждого персонажа отшивали две недели. Продвижением ростовых кукол занимались в интернете и довольно быстро вышли на российский и зарубежный рынки. А вот из Томска в первые три года заказы совсем не поступали. 

— Такая увлеченность своим делом, самоотдача не могли не дать свои плоды. Бизнес принес вам первый миллион. На что его потратили?
— Конечно же, на дальнейшее развитие — не знаю предпринимателя, который поступил бы иначе. Сегодня у нас четыре мастерских, 20 мастеров, администраторы и заместители по разным направлениям, заказы на крупные суммы. Среди наших клиентов — Администрация Томска, «Газпром», «СИБАГРО», «33 пингвина», «Деревенское молочко», «Межениновская птицефабрика» и многие другие. Приятно, что создание маскота для промо своего бизнеса эти игроки рынка доверяют именно нам. Мы сшили несколько талисманов для крупных международных и региональных событий: Ластика для Чемпионата мира по подводному плаванию в ластах, Гуся Пашу для футбольного фестиваля «Спортивная Волна-2020», Мараленка для форума АТР 2018. Стали официальным изготовителем ростовых кукол для британской мультипликационной компании 3D Sparrow, создателей мультсериала «Буба»…
Бывает, что какие-то герои особенно нравятся заказчикам. Так, одних мишек мы сделали около пятисот в дубле. Все выкройки и лекала сохраняем и достаем, когда нужно. И это нереально круто — понимать, что у тебя уже такой большой архив выкроек. Кого мы только не создавали! За это время мы настолько выросли, что сейчас я могу выбирать, с кем нам работать.

9A4A7458.jpg

— Вы гордитесь своей командой?
— Горжусь! Она у меня очень сильная и творческая. Все они — гораздо больше, чем просто исполнители. Смотрю на них и понимаю: это же я их собрала — таких разных, но таких уникальных! Здесь все взаимозаменяемы, все нацелены на постоянное получение новых знаний. Так, молодые учатся у более опытных мастеров, внимательно слушают, записывают, изучают разработки. Как-то пришел ко мне на работу устраиваться мужчина. Я так удивилась, что отказала ему. Думала: как он будет в нашем женском коллективе? А спустя год после собеседования все же решила пригласить к нам. И ни разу не пожалела — в инженерных вопросах он разбирается отлично. Сейчас в нашей команде два мужчины.

— Создание корпоративного духа — это именно ваша задача? 
— Да. И если у сотрудника появились сложности, я всегда готова его выслушать, так как понимаю: плохое настроение или самочувствие не должны влиять на работу. Бизнес — это всегда команда. Не научишься ее чувствовать — ничего не получится. 

— Ответственность за финальный продукт — тоже на вас?
— Ростовая кукла — символ праздника и детства, она должна радовать, а не вызывать неприязнь или пугать, поэтому у нас действует важное правило — до выхода из мастерской ее должен одобрить весь коллектив. Что-то не так — нужно взять паузу и исправить недостатки. А вот итоговое согласование маскота — всегда за мной. Мы следим за тем, что происходит в нашей индустрии на мировом рынке, и одними из первых в стране отшиваем самые интересные новинки. Кстати, недавно мы «научили» своих кукол моргать глазами! Точно знаю, больше так делать никто не умеет!

— Любой масштабный бизнес в какой-то момент приходит к такой точке роста, когда возникают его новые, смежные направления. Это случай «Потапыча»?
— На мой взгляд история «Потапыча» развивается вполне закономерно. К 5-летнему дню рождения компании увидит свет детская книжка «Потапыч и друзья», написанная мной совместно с детским психологом. Эта книжка просто волшебная! В ней рассказывается о приключениях Потапыча и его друзей — зайки Ляли и мишек Грея и Зефирки. Презентация книжки пройдет в Сколково и в ряде московских библиотек весной 2022 года. 

Надеюсь, в следующем году удастся представить зрителям шоу ростовых кукол на сцене Драмтеатра, организовать обучающий курс «Как построить бизнес на ростовых куклах». Еще я мечтаю о «Доме Потапыча» в центре Томска, где каждый этаж будет в своем цвете. Для этого проекта нужны большие инвестиции, но, думаю, скоро мы и этот вопрос решим.

Компания ростовых кукол «Потапыч», пер. Плеханова, 11, тел.: 8-800-551-69-68, +7-952-886-28-46, potaph.com