02.10.2017

«Инвестируйте в образование!»

В начале октября в Томске состоится Бизнес-форум владельцев и топовых управленцев бизнеса. Один из его экспертов, Вадим Ширяев, специально заранее посетил наш город, чтобы подготовиться к проведению важного мероприятия. Сотрудничество, сотворчество и инновации — об этих и других бизнес-трендах он рассказал в интервью нашему журналу.

Ширяев.jpg

— Вадим, в одном из ваших интервью читала любопытный факт: пока ваши друзья покупали дорогие машины, вы инвестировали в свое образование. Скажите, сегодня инвестиции в свое развитие, образование, обучение актуальны? В регионах, в частности. Готовы ли люди тратить на это время и деньги?
— Дело в том, что изменения в формуле успешного бизнеса произошли колоссальные, появились новые бизнес-тренды. Раньше важно было иметь хороший финансовый ресурс, хорошо «синтегрировать» цепочку поставок, найти клиентов — в общем, создать бизнес-модель — и больше ни о чем не переживать. Например, возьмем типовую схему: магазин строительных материалов. Обеспечили качество продукции, нашли хорошее место в городе, сделали скидки, сформировали позиции, пошли клиенты — можно было жить несколько лет, давать нормальную имиджевую рекламу и развивать сервис. Сегодня бизнес-модели существенно изменились. Во-первых, все больше бизнесменов применяют самые передовые IT-технологии, идет интернет-уберизация. С другой стороны, они внедряют «знаниевые» технологии, то есть происходит более качественное управление идеями.
Многие компании используют технологии сотрудничества, устанавливаются партнерские отношения, создают экспертные сообщества. Мы приходим к тому, что все, что может быть автоматизировано, — автоматизируется. Поэтому меняются требования к самому бизнесу и к тем, кто им управляет.

— В каком смысле?
— Пользуются спросом более креативные, инновационные и прорывные решения. Новые бизнес-модели — типа банка «Тинькоф» или «ДоДо Пицца», которые сначала вызывали изумление, сегодня растут в 5-7-12 раз! Другой тренд — коммуникации на базе самых разных веб-платформ, социальных сетей, мессенджеров — все это позволяет бизнесмену выходить на новые рынки быстрее и проще, чем раньше. Причем как на региональные, так и на отраслевые. Скорость диверсификации бизнеса растет. Человек занимается автомобилями, потом сервисными автоуслугами, потом образовательными программами, затем открывает франшизу и продает ее. Например, мои знакомые ребята делали плодово-овощные соки для себя и своих ресторанов, потом стали делать их для коллег, потом разработали рецептуру и стали продавать франшизу. Бизнес-модели меняются, и это является главным трендом в бизнес-среде. 
И возвращаясь к первому вопросу, хочу сказать, что вкладывать в образование нужно, и каждый вкладывает столько, сколько требуют его амбиции. Я инвестировал в образование в свое время, потому что сам из Хабаровска и вовремя понял, что мне тесно в регионе и вышел с бизнесом на весь Дальний Восток. Затем осознал, что хочу больше и вышел на федеральный уровень. Мои бизнесы всегда были релевантными рынку. Мои амбиции росли, и сегодня мы с моими бизнес-проектами выходим и на мировые рынки, с центральными офисами в Сингапуре, Мельбурне, Шанхае. И на каждом уровне требуются свои знания и компетенции, своя команда. Поэтому я говорю, что инвестировать в образование стоит настолько, насколько вам позволяют амбиции. Понимание технологии управления и развития бизнеса являются ключевыми. А это дает обучение.

— Возвращаясь к разговору о бизнес-трендах, можно обобщить?
— Ключевые тренды — сотрудничество, сотворчество, инновации и обеспечение индустрии 4:0. Тот, кто быстрее, кто вовлекает клиентов не только в покупку и продвижение продукта, но и в совместное создание с клиентами товаров и услуг, получает преимущество на рынке. Неважно, какую позицию ты занимаешь на нем изначально, — выход на новые рынки возможен всегда, ограничений нет, но понимают это только прогрессивные компании. Мы видим сегодня, что некоторые молодые бизнесмены Томска работают на мировых рынках и начинают обгонять крупных лидеров. И это нормально.

— Я правильно понимаю, сегодня простой рекламы недостаточно для того, чтобы человек захотел что-то покупать. Как нынче нужно строить взаимодействие с покупателем?
— Понятие «реклама» часто воспринимается неправильно. Люди недопонимают всех ее возможностей — большинство думают, что реклама — способ стимулирования первой покупки, хотя большей эффективности можно добиться, например, при формировании лояльности клиента. Реклама — способ донесения до клиента ваших отличий от конкурентов, формирования репутации, удержания клиента, повышения цены. Это средство формирования культуры потребления. Но у нас большинство смотрят рекламу друг друга и копируют ее. В этом смысле бизнесу нужно учиться у регионов и стран, в которых конкуренция сильно выше. Бизнесмену нужно понимать главное: человек не просто должен хотеть купить у него что-то, а должен прийти снова. И для этого ему нужна реклама — такой маркетинг-микс: реклама на радио, в журнале, лайф-плейсмент и так далее. Нужно вести взаимоотношения с покупателем, используя рекламу.
Конечно, у разных направлений бизнеса разная специфика. Есть три группы товаров: физические товары, услуги и знания. У них разные жизненные циклы, рынки сбыта и так далее. И везде своя специфика, зная которую можно найти решение. Почему бизнесмены пока об этом не думают? Потому что им всегда всего хватало. Раньше как было — палку в землю воткни, золотые яблоки вырастут. Сегодня не так. И те, кто начал это понимать, развиваются.

— Вы говорите, что сегодня важно формировать собственные тренды. Как это сделать?
— Понятно, что маленькой региональной компании с тремя магазинами сложно влиять на тренды. Но учитывать тренды можно всегда. А вот те компании, которые крепко стоят на ногах, могут их создавать. Например, я курирую одну компанию — «Европейская юридическая служба» — мы создали тренд правовой культуры. У нас в России не особенно принять защищать свои права, это даже считается склочничеством, а мы работаем над этим. Начали с решения проблем болельщиками на стадионах — объявили ряд стадионов территорией без мата, чтобы там стали собираться семьи, молодежь — и у нас получилось. Тот, кто формирует тренды, влияет и на емкость рынка. И неважно, в каком вы городе. Важно, какие цели вы ставите.

— Как вы можете оценить бизнес-среду в Томске? Есть ли здесь интересные проекты, готовы ли люди «вкладываться» в их развитие?
— В силу того, что Томск не входит в топ-20 городов России, тут меньше присутствие федеральных компаний, ниже конкуренция. Поэтому многие местные компании не понимают, что идут перемены, и скорость реагирования у них ниже. Они не осознают, что меряться силами нужно не с компаниями через дорогу, а с теми, которые работают в других регионах и странах. Сегодня для этого есть все возможности: нужно развивать свою команду, компетенции, постоянно атаковать самих себя, не только наслаждаться тем, что вы успешны сегодня, а строить модель, которая будет успешной завтра и послезавтра. Поэтому важно иметь доступ к успешной практике.

— Мы плавно подошли к продукту tBox, который сегодня появился в Томске и который вы курируете: что это, для какого бизнеса, что дает в перспективе и гарантирует ли развитие бизнеса?
— Это как раз пример успешной практики, которая раньше была почти недоступна, а сегодня благодаря облачным системам и современным IT-платформам сделала досягаемыми для нас базы знаний и успешных практик и кейсов со всего мира. tBox — это продукт для бизнеса, разработанный при поддержке международных маркетинговых компаний. Он позволяет подбирать готовые решения для конкретного бизнеса на основе опыта других компаний, что невероятно удобно: это «знаниевые» активы, доступные всем желающим. Такое «легальное подсматривание». Сегодня не обязательно учиться на MBA два года, чтобы изучать эффективное управление, сегодня можно освоить конкретный прикладной навык под конкретную задачу — тот, который подходит именно тебе. Это как выбрать одежду под свой размер и ситуацию: будь то клубная вечеринка, свадьба, спортзал или работа. И уже внедренные практики позволяют понять, что tBox реально работает: такой подход призван сэкономить ваши риски, и для российского рынка это большое инфраструктурное достижение. tBox — это переход от пропеллеров к турбинам. И хорошо, что в Томске есть «Рекламный дайджест», который вводит эти услуги быстрее конкурентов.