27.02.2019

Современный театр: можно всё!

2019-й объявлен Годом театра в России. О том, как складывается современная театральная жизнь в нашей стране, редакция пригласила поговорить с читателями нашего колумниста, члена Ассоциации театральных критиков России Марию Симонову.

Мария Симонова.jpg

Какой он, современный театр? Ключевое в нем, что он совершенно разный. Он без границ и запретов, он не всегда жестко привязан к пространству, он идет на сближение с другими жанрами. Когда-то в томском «Скоморохе» стояла кукла с табличкой «В театре можно всё!». Эта фраза очень подходит к театру нового тысячелетия. Главное — найти театр действительно себе по душе. 

Надеть лучшие наряды, прошествовать в не лишенный роскоши зал и смотреть спектакль, один из тех, что зовут «классикой». И сыграют его в костюмах в духе минувшей эпохи — культурно и возвышенно… Да, такое может быть и сегодня. Но далеко не всегда, не везде и необязательно. 

Любителям классики, воздушных, трепетных постановок, где отточена каждая интонация, стоит спешить в Москве в «Мастерскую Петра Фоменко» и смотреть те спектакли Мастера, что еще идут в репертуаре. Они увидят истории и живые, и с бережным отношением к тексту, да еще по текстам классиков — Толстого, Тургенева, Пушкина. И актерские работы запомнятся, и ансамбль. 

Жаждущим экспериментов — визуальных, акустических, хореографических — непременно нужно отправиться в Школу драматического искусства — театр, созданный Анатолием Васильевым, где теперь расположены и лаборатории его учеников Александра Огарева и Игоря Яцко, а в репертуаре немало спектаклей Дмитрия Крымова (режиссера и художника, сына Анатолия Эфроса). Тем более, там и пространство неординарное — чего стоит только зал «Глобус», где спектакли смотрят не в привычном нам пространстве с делением на сцену и кресла, а сидя вокруг сцены — на ее уровне либо сверху.

Gvidon-00004.jpg

Те, кто готов к игре с текстами, к тому, что Шекспира дополнят Достоевским, Толстым и Кортасаром, вероятно, получат удовольствие на спектаклях Юрия Бутусова.
Серьезно пересмотреть отношение к театральному искусству еще в начале 2000-х заставил «Театр.doc», кочующий по московским подвалам, но постоянно собирающий полные залы. Здесь начали работать с документальными текстами, ставить спектакли о реальных людях по подлинным историям. В его постановках не стоит ждать фантазийных костюмов и декораций, зато в них есть ошарашивающие тексты.

За продуманным околотеатральным пространством и проектами надо заглянуть в Гоголь-центр. Кроме спектаклей здесь постоянно происходят кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки. А еще в любое время дня работают книжный «Гоголь books» и кафе «N».

Все популярнее в современном театре становятся лаборатории и эскизы — такой формат, когда несколько режиссеров приезжают в определенный театр и за 3—5 дней делают «набросок» по тексту, показывают его и обсуждают со зрителями, придумал Олег Лоевский, критик и организатор фестивалей. Иногда рождающиеся практически на глазах у зрителей лабораторные работы смотреть даже интереснее, чем спектакли, которые репетировались несколько месяцев. 

Успех лабораторий и эскизов привел к тому, что востребованы стали «читки» пьес. Хотя, конечно, чаще всего речь идет не просто о выразительном актерском чтении, присутствует некое режиссерское решение. 

Меняются даже частные театры. Если раньше окупаться могли только коллективы, ставящие кассовые бесхитростные комедии, то теперь в разных городах появляются интересные и глубокие творческие работы. И находят своего зрителя, и выживают! Уже в нескольких городах можно увидеть постановки по знаменитому роману Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Не прошло и года после выхода острого, пугающего и яркого романа Дмитрия Глуховского «Текст», как режиссер Максим Диденко уже выпустил по нему спектакль в театре имени Марии Ермоловой. Если совсем недавно к такому течению, как новая драма, многие зрители относились сложно и обвиняли во внимании к «темным» сторонам жизни, то ассоциировать себя с персонажами пьес таких востребованных молодых авторов, как Ярослава Пулинович, Ирина Васьковская, Алексей Житковский, Данила Давыдов, Ася Волошина и другие, нам уже значительно проще. 

Иначе воспринимается и сам ритуал «похода в театр». Далеко не на всех спектаклях во всех театрах уместны вечерние наряды и прически — где-то, напротив, будет даже комфортнее в удобных «рваных» джинсах. 

Несмотря на попытки запретов и нашумевшие дела, связанные с этим искусством, театр все же остается зоной свободы и впечатляет широкой палитрой вариантов. Главное — найти там действительно свой.

Говорить о современном театре можно долго и в разных аспектах. В следующем номере журнала мы подробнее расскажем вам о частных современных театрах и проектах — в России и в Томске.